Форум » Музыкальная жизнь » Пасхальный фестиваль » Ответить

Пасхальный фестиваль

Карина: источник Известия 15.03.07 Гергиев пасхальный возвращается Не меняя титульного названия, Московский пасхальный фестиваль, придуманный шефом Мариинского театра Валерием Гергиевым и столичным градоначальником Юрием Лужковым шесть лет назад, по словам маэстро, "всего за пару минут", превратился в фестиваль всея Руси. С 8 апреля по 9 мая в 22 городах России под его логотипом пройдут 120 концертов. Представить столичную весну без Гергиева теперь просто невозможно. Он уже автоматически воспринимается как ежегодная природная закономерность, такая же приятная, как белые ночи в Петербурге. По неизменной традиции фестиваль завершится в День победы многотысячным концертом на Поклонной горе. Это событие маэстро считает для себя едва ли не самым важным в году. В полном соответствии с другой, не менее важной, традицией презентацию фестиваля провели в Белом зале мэрии Москвы. Собралось множество чиновников всех рангов, причастных к культуре вообще и к музыкальному процессу в частности. Места за столом "президиума" хватило не всем. Впрочем, многие из тех, кто занял парадное место, не промолвили ни слова. Речь в основном держали Валерий Гергиев, Юрий Лужков и Михаил Швыдкой. Чтобы сделать приятное спонсорам, их список попросили зачитать лично маэстро. Тут глава Роскультуры заметил, что лепта государства в бюджет фестиваля составляет 28 миллионов рублей в год — вне зависимости от курса доллара, евро и любой другой валюты. Каковы спонсорские взносы и региональные затраты на прием гостей, не уточнили. "Россия — не бедная страна, и мы можем себе позволить проводить такие грандиозные праздники", — констатировал Валерий Гергиев. Провинциальная программа фестиваля с каждым разом становится все масштабнее. Нижний Новгород, Ульяновск, Самару и Уфу Валерий Гергиев посетит лично и в каждом городе даст по два концерта за день. Ради этого тура маэстро совершит пятидневную поездку по России на поезде. В Москве Валерий Гергиев вместе с Мариинским оркестром даст пять концертов в Большом зале консерватории, а также проведет традиционный для себя благотворительный концерт-встречу со студентами и преподавателями в МГУ. Самым часто исполняемым на фестивале композитором станет петербуржец по рождению Игорь Стравинский. В этом году исполняется 125 лет со дня его рождения. Правда, концертную афишу фестиваля в отличие от прошлых лет не украсят имена мировых гастролеров экстракласса. Ставка сделана на театральную часть — треть программы составят лучшие спектакли Мариинки. Четыре балета, в том числе "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной, и одна опера (самая свежая премьера — "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева) будут показаны на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Также под эгидой фестиваля пройдут "Звонильная неделя" и серия концертов хоровой музыки. Кстати, не следует концентрировать свое внимание исключительно на пунктах основной фестивальной программы — постарайтесь обеспечить себе максимальное разнообразие впечатлений. Как у шефа Мариинки хватит сил и времени реализовать все запланированное — загадка. Но о его способности в один день побывать в трех городах на разных континентах сложена уже масса легенд. Похоже, Книге рекордов Гиннесса давно пора присвоить имя Валерия Гергиева. Мария Бабалова

Ответов - 4

Карина: источник Опубликовано в "Российской газете" N4317 от 16 марта 2007 г. Светлый месяц В российской столице презентовали VI Пасхальный фестиваль Вчера в Белом зале московской мэрии организаторы и спонсоры Пасхального фестиваля презентовали программу шестого по счету марафона музыки, который в этом году растянется на целый месяц и охватит 22 города России. О том, что Пасхальный фестиваль из Московского давно преобразился в действо всея Руси, говорили все участники пресс-конференции. "Это именно то, к чему мы стремились", - подтвердил маэстро Валерий Гергиев. Масштабы "гергиевской" Пасхи разрастаются с каждым годом: этой весной концерты фестиваля пройдут уже в 22 городах России - от Владикавказа до Уфы, от Мурома до Нальчика, количество их увеличится до 120, состав участников перевалит за тысячу. Целый месяц в московских церквях будут звонить профессиональные звонари и любители, а хоры выступят не только с концертами в филармонических залах, но и с программами духовной музыки в храмах Москвы и городов России. Патрон фестиваля - московский мэр Юрий Лужков гордится, что "Пасхальный фестиваль стал громадным просветительским и духовным мероприятием России", и в набирающих силу оборотах фестиваля в качестве "общенационального культурного проекта" действует теперь в партнерстве с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, выделившим на проведение фестиваля 28 млн. рублей. По словам Михаила Швыдкого, руководителя агентства, "важно, что Москва - старейший духовный центр России - создала такой проект, но главное, что сегодня фестиваль может представить свои программы не только в Москве, но и на Кавказе, и в малых городах России - в Муроме, Серпухове, Вязьме, куда нечасто приезжают великие музыканты. Это подчеркивает, что культурное пространство России едино". Для маэстро Гергиева идея объединения и воссоздания распавшихся культурных связей выглядит сегодня наиболее актуальной: "Мы должны сейчас собирать камни, а не разбрасывать их. В России наконец наступило время строительства, и роль искусства, музыки, театра возрастает сейчас как никогда". Маэстро хотелось бы, чтобы на концертах Пасхального фестиваля как можно больше людей "испытали бы то очищение", которое он испытывает сам от воздействия музыки и театра. Поэтому программу фестиваля он составил с таким расчетом, чтобы донести до массового слушателя идею традиции, великих ценностей, которые столетиями собирались в русском искусстве. Посвящая нынешний сезон 125-летию Игоря Стравинского, маэстро включил сочинения петербургского гения ХХ века в афишу Пасхального фестиваля: "Петрушку", "Весну священную", "Царь Эдип", Симфонию in C, практически не исполняемые в России партитуры - кантату "Звездоликий", Симфонию в трех движениях. В концертах фестиваля в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра прозвучит также музыка Дебюсси, Чайковского, Вагнера. А труппа Мариинского театра впервые на пасхальные гастроли привезет в Москву серию спектаклей: "Лебединое озеро", "Форсайт в Мариинском", "Драгоценности", свою последнюю оперную премьеру "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. "Я сознательно не стал в этот раз делать ставку на звезд, - сказал маэстро. - В Пасхальном уже участвовали Анна Нетребко, Ульяна Лопаткина, Вадим Репин. Но надо думать, кто будет за ними, кто придет вслед, скажем, за Максимом Венгеровым. Поэтому в нынешнем фестивале я буду представлять талантливых молодых исполнителей. Ведь главная проблема сейчас в том, что наши российские музыканты стараются в первую очередь заключить контракт в Америке, в Европе, в Японии, а по остаточном принципу - в России. И если мы сейчас не обеспечим мощнейшую структуру их "возврата", то мы проиграем". Перспективу решения этой проблемы маэстро видит не только в привлечении музыкантов к собственным концертным программам, но и в строительстве новых концертных залов в России. "Первые и последние два великих концертных зала в России были построены больше ста лет назад - это зал Петербургской филармонии и Большой зал Московской консерватории. Теперь в Петербурге появился новый Концертный зал Мариинского театра, не уступающий по своим акустическим качествам лучшим в мире японским залам. Но если мы сможем в городах России строить такие залы - это будет действительно культурная политика России не на словах, а на деле". Михаил Швыдкой заметил, что Россия давно уже не занимает лидирующего места в мире по количеству мест в филармонических залах и театрах: "Мы находимся где-то в середине сотни, но все еще считаем себя самой читающей и самой танцующей в мире страной. И в этом смысле Пасхальный фестиваль - "светоносный" акт, который помогает лепить сегодняшнюю российскую культуру. Но без создания современной концертной инфраструктуры в России главной задачи нам не решить". Ирина Муравьева

Карина: источник Независимая газета 19.03.2007 Стравинский на месяц Устраивая Шестой Пасхальный фестиваль, Валерий Гергиев не учел собственных прошлогодних ошибок Пасхальный фестиваль образца 2007 года значительно отличается от предыдущих. Во-первых, он долгий, будет длиться целый месяц, от Пасхи до Дня Победы, чтобы не нарушать традицию концертов 9 мая на Поклонной горе. Во-вторых, фестиваль получился на треть театральный. Маэстро Гергиев настолько высоко оценил возможности Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, что не побоялся укрупнить и удорожить Пасхальный. Так что мы видим Ульяну Лопаткину в «Лебедином озере», другие балеты из репертуара Мариинки («Форсайт в Мариинском» и «Драгоценности»), а также последнюю премьеру театра – «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в постановке лауреата последней «Золотой маски» Алена Маратра. Гергиев, который накануне пресс-конференции в Москве дирижировал премьерой в Санкт-Петербурге, остался очень доволен молодыми солистами и добавил, что такой состав благословил бы наверняка и сам Прокофьев. Ульяна Лопаткина между тем остается единственной звездой экстра-класса, которая примет участие в фестивале. Вопреки привычной традиции Гергиев в этом году не пригласил никого из самых-самых. Маэстро объяснил свою принципиальную позицию тем, что стране нужны новые Ростроповичи и Ойстрахи. А для того, чтобы они появились, нужно дать им шанс выступать. Этот шанс получили скрипач из Греции Леонидас Кавакос и российский пианист Алексей Володин, так что единственной звездой музыкальной программы станет, собственно, сам маэстро Гергиев. Симфоническая программа фестиваля в этом году посвящена творчеству Игоря Федоровича Стравинского. Не учитывая опыта прошлого года, когда Гергиев, похоже, впервые не собрал полные залы, он в этом году вновь сделал выбор в пользу монографической программы. На сей раз, после сильной дозы шостаковического пессимизма нам будет предложена инъекция здорового эгоизма Стравинского. Формальный к тому повод – 125-летие со дня рождения композитора. Неформальный – что для Гергиева стократ важнее напомнить всему миру, что центральная фигура в музыке ХХ века – петербуржец (это было подчеркнуто особо). Заявление, надо сказать, весьма спорное, поскольку на самом деле колоссальное значение русского композитора для истории музыки признано и так во всем мире. Тем не менее Стравинского, может быть, даже и полезно воспринимать в больших дозах. Погружение в его музыку только способствует ее пониманию, в особенности если речь идет о сочинениях неоклассического и позднего периода, которые наравне с опусами раннего, так называемого русского периода представлены в программе. Так, кроме знаменитых «Петрушки», «Весны священной» и «Свадебки» прозвучит один из ранних опусов Стравинского кантата «Звездоликий», три симфонии (in C, «В трех движениях», для духовых инструментов), а также опера-оратория «Царь Эдип». Музыка Стравинского очень подходит дирижерской манере Гергиева – сосредоточенной и одновременно сверхэмоциональной – так что эта часть программы должна быть точно хороша. Марина Гайкович

Камелия: На Пасхальный привезут Лебединое, Дон Кихот и Драгоценности


Карина: источник Профиль > N12 (521) / Апрель 2007 ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН, ХОР И ГЕРГИЕВ На VI Московском пасхальном фестивале, который откроется в Большом зале Консерватории 8 апреля и продлится до 9 мая, будет представлено пять программ: симфоническая, хоровая, звонильная, региональная (в этом году музыканты сыграют концерты в 24 городах страны) и благотворительная (концерты в детских домах и домах престарелых). По сравнению с предыдущими годами бледно выглядит симфоническая программа: ее, при отсутствии звезд мировой величины, собираются вытянуть исключительно силами оркестра Мариинского театра. Зато хоровая программа обещает приятные сюрпризы: ожидаются выступления лучших хоров столичных монастырей и храмов и известных светских хоров Украины, Сербии, Армении, Грузии, Эстонии. Да и в звонильной программе, которая начнется пасхальным звоном 8 апреля, примут участие более 50 столичных храмов. Откроет фестиваль в БЗК скрипач из Греции Леонидас Кавакос (победитель международных конкурсов — имени Сибелиуса в Хельсинки и Паганини в Генуе), который вместе с оркестром Мариинского театра и его бессменным дирижером Валерием Гергиевым исполнит Скрипичный концерт Чайковского и музыку из балета «Петрушка» Игоря Стравинского, 125-летие которого в 2007 году празднует весь мир. Не забудут на фестивале и про Рихарда Вагнера и Густава Малера. Так как фестиваль не только столичный и в его рамках пройдут концерты в регионах, то Гергиев впервые привезет в Уфу и Самару хорошо обкатанный в Мариинке проект — фрагменты вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга». Еще одним сюрпризом, только уже для москвичей, станет опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в новой сценической версии в постановке Алена Маратра, премьера которой недавно прошла в Мариинке. Ее показ Гергиев припас на конец фестиваля. Кроме того, впервые в программе пасхального фестиваля будут представлены балетные спектакли, среди которых «Лебединое озеро», «Драгоценности», «Форсайт в Мариинском». Не успели москвичи порадоваться питерским звездам балета, блиставшим своим мастерством на столичных сценах в борьбе за «Золотую маску», как опять (на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) зрители увидят звезд Мариинки: Ульяну Лопаткину, Леонида Сарафанова, Дарью Павленко, Андриана Фадеева и Викторию Терешкину.



полная версия страницы