Форум » Читальный зал » история » Ответить

история

Карина: источник Росбалт-Петербург 05/09/2007 Мастерица демонского искусства 31 августа исполнилось 135 лет со дня рождения Матильды Кшесинской Кому в советские времена были известны имена Ольги Преображенской или Павла Гердта, звезд Императорского балета? О Кшесинской знали все. Но что именно знали? Конечно, о романе с наследником престола, о бриллиантах, о кладе, якобы закопанном во дворе ее дома. Невероятную славу Кшесинской объясняли царской поддержкой, не задумываясь, что даже царь не помог бы приме крутить фуэте — те самые 32 фуэте, который Матильда исполнила первой из русских танцовщиц, тем самым лишив итальянок монополии на любимый публикой трюк. Благословение императора «Будьте украшением и славою нашего балета», — сказал после экзаменационного спектакля Александр III выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской. Действительно ли прозвучали такие слова или Кшесинская их придумала, когда на склоне лет писала мемуары, неизвестно, да теперь и неважно: главное — она их оправдала. Балетная судьба была написана на роду у Матильды. Ее мать Юлия Доминская — балетная артистка, отец Адам-Феликс — известный танцовщик, король мазурки, которая во многом благодаря ему вошла в моду не только на сцене, но и в светских салонах. Это давало возможность хорошего заработка: золотая петербургская молодежь брала у него частные уроки. В мариинской труппе под именем Кшесинской 1-й танцевала сестра Юлия, а также брат Иосиф, в будущем заслуженный артист РСФСР, умерший во время блокады Ленинграда. Матильда с детства видела уроки отца, перенимала навыки. В восемь лет ее определили в Императорское театральное училище, где она училась у лучших педагогов — Льва Иванова, Екатерины Вазем и Христиана Иогансона. В четырнадцать лет Матильду потрясла приехавшая на гастроли знаменитая итальянская балерина Вирджиния Цукки. «С того дня, как Цукки появилась на нашей сцене, — вспоминала Кшесинская, — я начала работать с пылом, энергией и старанием. Моей единственной мечтой было подражать ей. В результате к окончанию школы я уже вполне владела техникой». Для выпускного спектакля лучшие ученицы имели право выбирать себе танец сами. Кшесинская выбрала не только сложный, но и самый модный номер — pas de deux из «Тщетной предосторожности», которое незадолго перед тем с большим успехом Цукки исполняла с Павлом Гердтом. Этот кокетливый, прелестный танец очень подходил хорошенькой выпускнице в голубом костюме, украшенном букетиками ландышей. После спектакля все воспитанники были представлены членам царской семьи. Итак, неизвестно, что сказал император молодой Кшесинской, но что отличил среди других — факт: за торжественным ужином посадил рядом с собой и наследником, будущим императором Николаем II. Так решилась судьба. В наследника, вспоминает Кшесинская, она влюбилась сразу... Прима Кшесинская 2-я Несмотря на царское благоволение, юная танцовщица Кшесинская 2-я была зачислена в кордебалет — исключений тогда не делалось ни для кого. В свой первый сезон на сцене Мариинского театра она участвовала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере, исполняя маленькие сольные партии. Продолжая заниматься у Иогансона, она стала брать уроки у знаменитого Энрико Чекетти. Мягкость, естественность композиций Иогансона дополнялись у Чекетти выработкой пальцевой техники, туров и прыжков. Свою первую большую роль Кшесинская исполнила на второй год работы –– в балете «Калькабрино» на музыку Людвига Минкуса по либретто Модеста Чайковского, поставленном Мариусом Петипа для итальянской виртуозки Карлотты Брианца. Кшесинская блестяще выдержала испытание. Роли следовали одна за другой. Роман с наследником счастливо продолжался. Чтобы свободно встречаться, Кшесинская сняла маленький двухэтажный особняк с садиком на Английском проспекте, 18 (он сохранился до сих пор). Уход от родителей был тяжелым. Отец, верующий католик, спросил, понимает ли она, что никогда не сможет выйти замуж за наследника. Однако, убедившись в серьезности чувств любимой дочери, препятствий не чинил. Для соблюдения приличий вместе с Матильдой поселилась ее сестра Юлия. Но счастье длилось не долго. В 1894 году, после помолвки, Николай расстался со своей подругой, написав на прощание: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Ники, как называла его Кшесинская, просил и в дальнейшем называть его на «ты» и обещал выполнить любую просьбу. Случай не заставил себя долго ждать. В Москве готовился в честь коронации балет «Жемчужина». Решив, что участие бывшей фаворитки неуместно, театральная дирекция не дала роли Кшесинской. Жалоба балерины была моментально удовлетворена. «Моя честь была восстановлена, — ликовала Кшесинская, — и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». Композитор Дриго молниеносно написал добавочную музыку, и в уже готовый балет Петипа срочно вставил специальное pas de deux для Кшесинской. Это событие укрепило положение Кшесинской в труппе. Больше препятствий ей не чинили. Царское покровительство незримо, но ощутимо сопутствовало артистке всегда. Впрочем, свою славу она достойно заслуживала и сама. Главные партии в «Тщетной предосторожности», «Дочери фараона», «Эсмеральде», «Пахите», «Лебедином озере», «Дон Кихоте» вызывали неизменный восторг публики и строгой балетной критики. Гений с оттенком греховной гордыни «Артистка показывает настоящие чудеса хореографической техники, — писал Аким Волынский. — Она играет себя, свой гений, капризный и могучий, с оттенком греховной личной гордыни... От вычурно кричащих линий ее демонского искусства веет иногда морозным холодком. Но временами богатая техника артистки кажется чудом настоящего и притом высокого искусства — в такие минуты публика разражается неистовыми аплодисментами, воплями сумасшедшего восторга. А черноглазая дьяволица балета без конца повторяет, под браво всего зала, свои невиданные фигуры, свой ослепительно прекрасный диагональный танец через всю сцену». Кшесинская никогда не теряла великолепной физической формы. В 1936 году в возрасте 64 лет она с триумфом танцевала «Русскую» на лондонском благотворительном концерте. Надолго расстаться со сценой ей не могла помешать даже беременность. Балерина вспоминала, как танцевала на шестом месяце. Главной заботой было тщательно продумать костюмы и избежать позы в профиль, чтобы сидевшая в первом ряду императорская чета не заметила изменившегося контура фигуры. По танцу же ее положения заподозрить было невозможно: множество пируэтов, быстрый темп –– все было выполнено, как всегда, безукоризненно. Роды были тяжелыми и едва не унесли жизни матери и сына, но через два месяца Кшесинская, как ни в чем не бывало, вышла на сцену. Матильда любила светскую жизнь и иногда путала салон со сценой. Модно и броско причесавшись у престижного парикмахера Дель-Круа на Большой Морской улице, она могла выйти в роли бедной цыганочки. На ее фотографиях в партии Аспиччии из «Дочери фараона» навсегда запечатлелось роскошное бриллиантовое колье работы Фаберже. «Напрасно г-жа Кшесинская, играя нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного колье. Просящая милостыню и вдруг в бриллиантах! Несуразно», — писала о Пахите «Петербургская газета». Попытка директора Императорских театров князя Сергея Волконского оштрафовать балерину за искажение сценического костюма привела ... к отставке князя. Кшесинская была олицетворением Императорского балета. Ослепительная Матильда не могла взойти на престол с любимым Николаем, но взамен получила трон царицы балетной сцены. Не исключено, будь у нее выбор, она предпочла бы театр. Дом за дрыгоножество Кшесинская понимала толк в хороших вещах. Давала банкеты в лучших ресторанах. Ее дача в Стрельне превосходила комфортом тамошний дворец, а гостей на день рождения хозяйки туда привозил специальный поезд. Был знаменит на весь город особняк на Кронверкском проспекте, о котором Маяковский написал: «Дом, Кшесинской за дрыгоножество подаренный» (малоприличный выпад поэта, особенно если учесть занятия его собственной возлюбленной). К слову сказать, он был вовсе не подарен, а куплен самой балериной. Этот дом поражал не только роскошью, но и самым современным для того времени «бытовым оборудованием». В ухоженном саду гуляли корова (чтобы у малыша в городе было свежее молоко), козочка (чтобы вместе выступать в балете «Эсмеральда»), свинья, любимица сына, и обожаемый балериной фоксик Джиби. Во французской земле под березкой В 1917 году Кшесинская потеряла все. Оказавшись во Франции с сыном Владимиром и мужем великим князем Андреем Владимировичем (с которым обвенчалась в 1921 году), она содержала семью, давая уроки в студии. Средства были весьма скудными, а жизнь — такой непохожей на прежнюю, но в книге воспоминаний нет ни единой жалобы на судьбу. Стойкость и мужество этой женщины восхитительны. Совсем немного не дожила Матильда Феликсовна до столетия и нашла упокоение во французской земле на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Скромная могила, белый мраморный крест над плитой, надпись: «Святейшая княгиня Марiя Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская. 1 сентября 1872 — 6 декабря 1971». И неожиданно: рядом с могилой березка и скамеечка — совсем как на русском деревенском погосте… Лариса Абызова

Ответов - 7

Карина: источник РИА Новости 01/ 09/ 2007 Фильм ВВС расскажет о тайной любви и побеге из СССР Рудольфа Нуриева ЛОНДОН, 1 сен - РИА Новости, Мария Табак. Тайный любовник убедил великого русского танцора балета Рудольфа Нуриева бежать из России ради успеха на мировой сцене. Именно такая версия прозвучит в новом документальном фильме Би-Би-Си "Нуриев: Из России с любовью", который выйдет на экраны через три недели, пишет в субботу британская газета "Таймс". Восходящая звезда ленинградского театра имени Кирова (нынешнего Мариинского), 21-летний Рудольф Нуриев и 18-летний немецкий танцор, красавец Тейа Кремке, познакомились 1959 году. Вскоре после знакомства они стали любовниками. В фильме Би-Би-Си впервые будет показана любительская видеозапись танца молодого Нуриева, сделанная Кремке. По словам давших интервью Би-Би-Си друзей и родственников танцоров, именно Кремке убедил Нуриева в том, что советские власти не позволят его таланту раскрыться на достойном уровне. "Кремке поддерживал веру Нуриева в то, что он должен быть звездой мирового значения и одновременно говорил ему, что его передвижение по миру, при таком бунтарском нраве, может быть ограничено", - рассказал автор фильма Джон Бридкат. В Париж Нуриев прибыл в мае 1961 года на гастроли, в составе труппы Кировского балета. Руководство театра было против его поездки, однако французские организаторы гастролей настояли на приезде танцовщика. Три недели спустя в парижском аэропорту Ле Бурже Нуриев, обманув бдительность агентов КГБ, сдался французской полиции со словами "Я хочу быть свободным". "Запад, все еще не оправившийся от нанесенного за два месяца до этого удара, когда Юрий Гагарин стал первым человеком, покорившим космос, использовал побег Нуриева на пике "холодной войны" как инструмент пропаганды. Для Советского Союза это было политической и культурной бедой", - отмечает "Таймс". Еще большим несчастьем поступок Нуриева стал для его семьи. Отец танцора, коммунист, лишь незадолго до парижских гастролей признавший за сыном право быть артистом балета, теперь публично отрекся от него. Сложившейся ситуацией, как утверждают авторы нового документального фильма, остался доволен лишь Тейа Кремке. "Он (Нуриев) все сделал правильно", - сказал любовник танцора одному из своих друзей. "Побег был одновременно спонтанным и запланированным, если только одно не слишком противоречит другому", - сказал Бридкат. Выступления Нуриева покорили французскую публику, а советские власти всеми силами пытались добиться возвращения танцора на родину. Нуриеву сообщали, что генсек ЦК КПСС Никита Хрущев вновь хочет видеть его выступления, что его мать тяжело больна. Все это не могло не оставить свой след в душе Нуриева. "Я мертв", - сказал он как-то коллеге-французу. Вскоре после предоставления ему политического убежища Нуриев позвонил Кремке, находившемуся тогда в восточном Берлине, и стал просить его приехать в Париж. Кремке был в растерянности, но буквально через несколько дней его сомнения уже не имели никакого смысла: Берлинская стена навсегда лишила его возможности воссоединиться с возлюбленным. До конца жизни каждый шаг Кремке контролировался полицией. Танцор женился дважды, однако, счастья так и не обрел. Он стал пить и скончался при невыясненных обстоятельствах в возрасте 37 лет. Нуриев в 1960-х и 1970-х годах блистал со своей партнершей, великой британской балериной Марго Фонтейн, на лучших сценах мира. Он стал одним из самых почитаемых танцоров в истории балетного искусства. Звезда лондонского Королевского балета, Нуриев с 1983 по 1989 год возглавлял балетную труппу парижской Гранд-опера. Скончался Нуриев в 1993 году от СПИДа и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Фильм Би-Би-Си выйдет на экраны 22 сентября. Книга, на которой он основан, "Рудольф Нуриев: жизнь", появится в британских магазинах 27 сентября.

Карина: источник Русский Базар №36(594) 6 - 12 сентября, 2007 НУРЕЕВ:ГОДЫ В РОССИИ На прошлой неделе по 13-му каналу был показан фильм о знаменитом танцовщике Рудольфе Нурееве (Нуриеве), о его жизни в Ленинграде до «побега» во французском аэропорту в 1961 году. Фильм снят английской группой BBC совместно с американским каналом PBC. Фильм ничем не отличается от других, подобных, снятых о жизни знаменитостей, и построен по той же схеме. Показываются видеозаписи выступлений Нуреева в Ленинграде и на Западе, которые перемежаются дикторским закадровым текстом и рассказами его друзей и коллег. Напомню читателю вкратце историю ленинградской жизни танцовщика и историю его побега. Нуреев родился в 1938 году в Уфе в семье военнослужащего (умер в 1993 году в Париже от СПИДа). В семье росли еще три девочки. Несмотря на сопротивление отца, Нуреев танцевал в самодеятельных коллективах. Благодаря его несомненному таланту, невзирая на отсутствие профессиональной подготовки, в 1955 году его приняли в ленинградское Хореографическое училище. Когда Нуреев начал профессионально учиться балету, ему было 17 лет. В этом возрасте ученики уже готовы выйти на сцену (обычно в русские профессиональные школы принимали детей в возрасте 9-10 лет, в редких случаях – в 12, если одарённые дети уже учились до этого в балетных кружках). Нуреева взял к себе в класс знаменитый педагог Александр Пушкин. Ученик вошёл в семью Пушкина и его жены Юргенсон (солистка Кировского балета). Он жил у них, в их квартире. После окончания школы в 1958 году Рудольф (Рудик, как называли его тогда) был принят в театр им. Кирова. Успех пришёл к нему сразу. Нуреев станцевал ряд ведущих партий, особенно удачно – Базиля в «Дон Кихоте» и Фрондосо в «Лауренсии». В 1961 году Кировский балет поехал на гастроли в Европу: во Францию и Англию. Нуреев вел себя в Париже как свободный человек, не заботясь о правилах, предписанных советскому танцовщику за границей: общался с французами, возвращался в гостиницу когда хотел. Жил он в одном номере с другим премьером театра - Юрием Соловьёвым, с которым незадолго до конца гастролей подрался в гостиничном номере (причина осталась неизвестной). Словом, «грехов» за ним накопилось немало, и решено было строптивого танцовщика не брать в Англию, а отправить домой. Никто Нуреева об этом не предупредил. В аэропорту, когда труппа уже направлялась на посадку в самолет, танцовщику сказали, что он летит в Москву - якобы для участия в правительственном концерте. Нуреев испугался (естественно) и успел передать эту новость провожавшим его французам. Его новые друзья мгновенно сориентировались, помогли ему подойти к полицейскому и попросить политического убежища. Страшно подумать, что стало бы с Нуреевым, если бы ему не удалось бежать. Как минимум он остался бы «невыездным» (то есть его больше не брали бы ни в одну поездку и таким образом лишили бы международного признания). И это в лучшем случае! Могли и вообще сослать в лагеря. Во Франции Нуреев начал танцевать сначала в парижской труппе Маркиза де Куэва. Танцовщику очень повезло - на него обратила внимание великая балерина того времени Марго Фонтейн. Нуреев поступил в труппу Королевского балета в Лондоне. Партнерство Фонтейн и Нуреева стало поистине уникальным. Но вернемся к фильму. В нём выступают ленинградские друзья Нуреева, одна из его главных подруг того периода – Тамара Закаржевская. После побега танцовщика её исключили из Университета. Но она говорит в конце фильма: «За дружбу надо платить, я и заплатила и ни о чем не жалею». О танцовщике рассказывают его коллеги, племянница, кубинка Мени Мартинес, учившаяся в то время в ленинградском Хореографическом училище. Французкий хореограф Пьерр Лакот излагал историю самого побега, которому он способствовал в парижском аэропорту. Я лично очень смеялась, слушая Нелли Кургапкину, балерину Кировского театра, которая в то время готовила с ним его дебют и была его постоянной партнершей в «Дон Кихоте». Она держалась перед камерой, как у себя дома. И даже спела «Широка страна моя родная» на никому не известный мотив. Из документальных кадров я «вылавливала» лица танцовщиков тех времен - таких молодых, таких знакомых... В одном из эпизодов, снятых, кажется, уже в Лондоне после побега Нуреева, труппу привозят в гостиницу. Дверца чёрной машины открывается, из нее вылезает мордатый советский чиновник (возможно, директор театра), за ним – прима-балерина театра Алла Осипенко. Мордатый даже не думает повернуться и подать руку женщине, помочь ей выйти из машины. Так и шагает прямо на камеру! Многим показалось странным, что создатели фильма не взали интервью у Ирины Колпаковой, примы-балерины театра, с которой Нуреев станцевал впервые балет «Жизель». В фильме главенствуют две темы: личные отношения Нуреева с женщинами и мужчинами и его успех на сцене. В тот ленинградский период жизни любовные отношения Нуреева с женщинами были на первом плане. Кургапкина утверждает, что они с Юргенсон, выражаясь её языком, «делали ловушки». Мэни Мартинес рассказывает, что он был в неё влюблен. Кто-то из подруг того времени намекает, что они были не только друзьями... О гомосексуализме Нуреева ни одна из подруг тех времен, возможно, и не знала. Тогда это считалось преступлением и каралось пятью годами тюрьмы, а потому тщательно скрывалось. Но создатели фильма уделили большое внимание Тея Кремке, соученику Нуреева из Восточной Германии. Возможно, я не уловила в тексте точных доказательств, но авторы явно дают понять, что, Тея был влюблен в Рудольфа. Он тайком снимал из зала выступления Рудика на сцене. Нуреев, оставшись на Западе, звал Тея приехать к нему, но тот не мог вырваться. Тея стал в Германии хореографом, женился, у них родилось двое детей. Он покончил с собой совсем молодым (кажется, ему было 37 лет). Именно любительские киносъёмки Тея Кремке и были показаны в фильме: отрывок из «Дон Кихота» с Кургапкиной, отрывок из «Лауренсии» с Дудинской и часть дуэта Голубой птицы и принцессы Флорины с Аллой Сизовой из балета «Спящая красавица». И они, на мой взгляд, - самая большая неудача фильма. Дело не в том, что качество съёмки плохое. Дело в том, что танцовщик в этом фильме не соответствует тем восторженным словам, которые о нём говорят. Профессиональной формы нет: ноги «завернуты», шага нет (то есть ногу поднимает невысоко), ноги в жете (прыжке) по кругу вообще не раскрываются, подъём не вытянут, в пятую позицию после прыжка танцовщик не опускается. Словом, с точки зрения школы, танцует «грязно». А какая-то француженка (не поняла её имени), которая присутствует на спектакле, сообщает при этом в Париж, что видела первого танцовщика мира! Глядя на кадры из фильма, этого сказать никак нельзя. Конечно, танцовщик высоко прыгает и хорошо вертится, его танец излучает энергию. Нуреев был строен, по-своему красив и обладал безграничным сексуальным обаянием, которое действовало как на женщин, так и на мужчин. Но в фильме это обаяние не слишком очевидно. Понятно, танцовщик, учившийся в профессиональной школе так недолго, при всей своей гениальности и гениальности своего педагога, не мог этой школой овладеть. По моим воспоминаниям, он так и танцевал, как снято в кино. Но успех имел грандиозный. Этот феномен имеет объяснения. Надо, прежде всего, делать скидку на время. Нуреев пришел на сцену в годы «великого перелома». К началу 50-х годов премьеры-мужчины, даже самые талантливые, но воспитанные на драмбалете, где танец был сведён до минимума, классический балет танцевали не лучшим образом. Новые поколения постепенно поднимали мужской танец на должный уровень. Великий русский танцовщик Владимир Васильев дебютировал на сцене Большого театра только в 1959 году. Правда, на сцену Кировского театра до дебюта Нуреева уже вышел Юрий Соловьев, идеальный исполнитель классических вариаций. До появления Михаила Барышникова я не знаю никого из ленинградских танцовщиков, которые так безупречно владели бы школой классического балета. Но актерское дарование Соловьева совершенно не соответствовало ролям «благородных героев», которые он танцевал. Уникальный танцовщик Никита Долгушин, которого я лично ставлю выше Нуреева как артистическую личность, не обладал такими природными данными для танца, как Соловьев. Нуреев же, при всех своих недостатках, произвел фурор: его танец радовал активностью и мужским напором. Но документальная киносъёмка очень коварна, чаще всего она сохраняет недостатки артиста, уменьшая его достоинства. Так получилось и в этом фильме. По-моему, киносъёмки со временем сыграют со многими артистами злую шутку. Посмотрев подобный ролик, зритель будущего будет разочарован (уже и сегодня американские критики отнеслись к фильму весьма неоднозначно). Мало кто захочет думать о времени, когда танцевали артисты. Танцовщиков будут судить с позиций других технических возможностей и других эстетических критериев. А и то и другое меняется очень быстро. И это несправедливо. Артисты соответствуют идеалам своего времени. Идеалы и уровень техники меняются, но значение каждого артиста для истории русского искусства должно оставаться неизменным. Я не один раз уже писала, что, на мой взгляд, фотографии и, главное, легенды сохранят гораздо достойнее образы выдающихся танцовщиков прошлого. Повторю опять: как хорошо, что мы не видели съемок танцев другого кумира ХХ века - Вацлава Нижинского. Думаю, от легенды о нём не осталось бы и следа... История, которую рассказывают в фильме о первом выступлении Нуреева в Париже, очень характерна для того времени. Советское посольство сделало все, чтобы сорвать спектакль. Из Союза переслали три письма: два от родителей, которые звали его вернуться, и одно - от любимого учителя Пушкина, которого заставили в КГБ написать письмо Нурееву с той же целью: учитель призывал ученика одуматься и вернуться в Союз, потому что на Западе он потеряет все то, чему его научили в русской балетной школе. Письма принесли в день выступления в театр и оставили их охраннику в актерском подъезде. Естественно, Нуреев, получив письма из дома, страшно занервничал. Не ограничившись моральным давлением, советские представители в Париже попытались попросту сорвать спектакль. Когда Нуреев вышел на сцену, из зала начали кричать и свистеть. Под ноги танцовщику полетели монеты. Нуреев должен был всё время следить, чтобы не наступить на них и не поскользнуться. Но спектакль прошёл благополучно и с огромным успехом. В фильм включены и некоторые записи спектаклей, которые Нуреев танцевал уже на Западе. Они производят разное впечатление. В киносъёмках из второго акта «Жизели» танцовщик продемонстрировал ужасную манерность, которой не было в его исполнении в России. Но по остальным видеозаписям заметно, как усовершенствовалась его техника. Думаю, что выдающийся западный танцовщик Эрик Брун, с которым Нуреева некоторое время связывала личная и профессиональная дружба, многому его научил. В целом фильм произвел среднее впечатление. Сейчас Фонд Нуреева изо всех сил стремится поддерживать легенду о Нурееве как о величайшем танцовщике ХХ века. Но такой фильм, который мы увидели по 13-му каналу, легенду разрушает. Нина Аловерт Фото Нины Аловерт

Карина: источник Рудольф Нуреев сбежал из СССР по любви? 17 марта 2008 года Рудольфу Нурееву исполнилось бы 70 лет. Но уже сейчас рудиведы и рудиманы проявляют недюжинную активность. В конце сентября в Великобритании выйдет книга Джулии Кэванах под всеобъемлющим названием "Нуреев: жизнь", а в США недавно был показан документальный фильм Джона Брайдката "Нуреев: русские годы", основанный на изысканиях той же госпожи Кэванах. К нуреевскому юбилею фильм почти наверняка появится и в России. Он, в общем-то, традиционен и не отличается художественным блеском. Почти все, о чем там рассказывается - трудное детство, позднее - в 17 лет - начало профессиональных занятий танцем, бунт в парижском аэропорту, - давно и хорошо известно. Неизвестен, пожалуй, лишь один сюжет, ради которого очередной опус рудиведов стоит смотреть. Речь идет о любовной истории с участием Рудольфа и восточного немца Тейа Кремке, стажировавшегося в Ленинграде. По мысли авторов фильма, именно она послужила главным стимулом побега Нуреева на Запад. Как следует из киноповествования, 18-летнего Кремке и 21-летнего Нуреева связывали весьма доверительные отношения. Причем подружки Рудольфа, среди которых была солистка Киров-балета Нинель Кургапкина (ее рассказ тоже есть в фильме), ни о чем таком не догадывались. За гомосексуализм в Стране Советов можно было схлопотать пять лет общего режима, и даже необузданный Рудик соблюдал осторожность. Впрочем, разговоры любовники вели самые опрометчивые. "В условиях советской системы твой талант не может расцвести так, как расцвел бы на Западе", - говорил Тейа Рудольфу. Вероятно, Кремке обладал могучим даром убеждения. Как только представился удобный случай, Нуреев совершил свой знаменитый "прыжок к свободе" и тут же вызвал к себе друга. Кремке, к тому времени вернувшегося в ГДР, естественно, никуда не выпустили, а посадили под колпак "Штази". Тейа поменял ориентацию, родил двоих детей, страдал алкоголизмом и в 37 лет погиб при невыясненных обстоятельствах. Эта история, несомненно, взбудоражит гей-сообщество. Однако и традиционно ориентированные любители балета извлекут из нее немало полезного. Дело в том, что Тейа Кремке был кинооператором-любителем и при каждом удобном случае снимал Рудольфа-танцовщика. Кадров, запечатлевших юного Нуреева, осталось до обидного мало, и все они известны наперечет. А в фильм вошли хранящиеся в архиве семейства Кремке фрагменты из "Дон Кихота" с Нинель Кургапкиной, "Лауренсии" с Натальей Дудинской и "Спящей красавицы" с Аллой Сизовой. В России эти раритеты никогда не демонстрировались. Светлана Наборщикова 13:19 12.09.07


Светлана: источник Одевший "Гамлета" и "Спартака" Сегодня в столице Кубани отметят случившееся 13 января 100-летие со дня рождения великого театрального художника и сценографа, дважды лауреата Сталинской премии, обладателя Ленинской и Госпремий, народного художника CCCР Симона Вирсаладзе. Его начало. Симон Багратович родом из Тбилиси, из семьи чиновника. Занимался живописью в студии М. Тоидзе и параллельно учился балетному танцу у известной балерины Марии Перини. Поступил в тифлисскую Академию художеств, затем в Московский ВХУТЕИН, его наставником был Петр Кончаловский, прадед кинорежиссера. Вернулся домой, экспериментировал с конструктивизмом в спектаклях ТРАМа (театр рабочей молодежи) и вернулся к академизму, служа главным художником Театра оперы и балета им. Палиашвили. Его расцвет. С 1940-го (с перерывом на пять военных лет) Вирсаладзе был главным художником Ленинградского академического Малого театра оперы и балета (ныне Михайловского) и Театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинского), в последнем начался его творческий союз с Юрием Григоровичем. Вирсаладзе - соавтор балетов хореографа, потому что его декорации и костюмы - их блистательно-неотделимая часть (повторить слияние с режиссером художник смог и в кино, одев шекспировских героев в "Гамлете" и "Короле Лире" Григория Козинцева). В 1957-м Вирсаладзе и Григорович возглавили Большой театр в Москве, где началась золотая эпоха дуэта. Его секреты. Вирсаладзе говорил: "На сцене я стремлюсь сотворить чудо. Хочу создать такое "Лебединое озеро", где можно встретить Одетту, но нельзя покататься с ней на лодке". "Он на тебе делал каждую складочку костюма, думая об удобстве", - вспоминала Екатерина Максимова. Как-то на гастролях Большого в "Метрополитен-опера" давали "Ромео и Джульетту". Однажды со сцены исчезла панорамная выгородка: американцы подняли ее в декорационный цех, чтобы понять, как это сделано, но так и не смогли. Его эскизы. Десять лет назад в Грузии проходила выставка к юбилею Вирсаладзе, для которой Юрий Григорович предоставил эскизы художника. А их... потеряли. Сегодня в историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына откроется экспозиция костюмов, бутафории и реквизита к краснодарским балетам "Иван Грозный", "Каменный цветок", "Ромео и Джульетта", "Раймонда", "Золотой век", "Лебединое озеро" и "Спартак". Они сделаны по эскизам Вирсаладзе в мастерских "Премьеры". Первую экскурсию по ней проведет народный артист СССР Юрий Григорович. Его "Спартак". Сегодня в 18.30 в Музыкальном театре КТО "Премьера" им. Л. Г. Гатова дадут спектакль-триумф сценографии Вирсаладзе, балет Хачатуряна "Спартак". В первом акте партии Фригии и Спартака танцуют солисты Большого театра Анна Никулина и Павел Дмитриченко, во втором - солисты Краснодарского театра балета (где идет десять балетов со сценографией Вирсаладзе) Екатерина Конобеева и Денис Владимиров. Прямая речь Худрук Краснодарского театра балета Юрий Григорович: "В Большом театре я поставил с Симоном Вирсаладзе одиннадцать балетных спектаклей. Его декорации - это не какие-то бесконечные строения из фанеры на сцене. Это живопись, продолжение великих русских традиций театрального искусства - традиций Бакста, Бенуа, Коровина". Историк балета Любовь Менделеева-Блок: "Симон чувствовал танец, умел одеть его. Порой кажется, что его костюмы танцуют; не будь их, отлетела бы какая-то существенная часть танца". Автор: Анастасия КУРОПАТЧЕНКО

Светлана: источник Раны российского города задрапированы в оперные одежды ("The New York Times", США) 'Если кому-то нужны такие платья, еще не все потеряно' Эллен Барри (ELLEN BARRY), 25 февраля 2009 Владикавказ, Россия. - Когда в начале месяца парочки, взявшись за руки, прогуливались по сонной главной улице города, у всех на слуху были схожие новости. Террористы-смертники в Назрани, лагеря исламистских экстремистов в Кабардино-Балкарии, арест 30 человек в связи с убийством посреди бела дня мэра города. Владикавказ, город с 300 000 населением, который строился как цитадель на самом южном рубеже России, до сих пор производит впечатление форпоста, противостоящего потрясениям на Кавказе. Однако войдите в дом номер 14 на Проспекте Мира - и попадете в совершенно другой мир. К апрельской премьере 'Иоланты' в петербуржском Мариинском театре нужно было в срок пошить шестьдесят четыре костюма. Дизайнер прилетел утренним рейсом, привезя отрезы тонкой шерстяной ткани черного цвета для фраков и подробное описание золотых брошей и воздушных бородово-золотистых шарфов. Тридцать швей склонили головы над эскизами - и часы начали отсчет времени до очередного срока сдачи заказа. Десять лет назад художественный руководитель Маринки Валерий Гергиев решил открыть здесь этот необычный филиал своего театра, который на Западе больше известен как Кировский. Гергиев, осетин из Владикавказа, приложил немало труда, чтобы поделиться своей удачей с этим неспокойным регионом, где он вырос. Некоторые из его шагов приобрели широкое публичное звучание, как, например, концерт, которым он дирижировал посреди развалин Цхинвали, после завершения войны в августе прошлого года. Другие его дела остаются вдали от глаз публики, как, например, эта небольшая мастерская, расположенная в дальнем регионе России за 1400 миль от сцены Мариинки. Это все равно, как если бы Метрополитен Опера заказывала балетные пачки в Бирмингеме, штат Алабама. Владикавказские швеи относятся к своей работе с благоговением. В 2004 году 1 100 школьников и их родителей были взяты в заложники чеченскими боевиками в расположенном поблизости Беслане, у швей были родственники среди пленников, в одном из случаев - ребенок. Когда кровавая перестрелка унесла жизни более 300 человек, и жизнь замерла во всем городе, они оставались на рабочих местах. В Санкт-Петербурге вскоре должна была состояться премьера 'Турандот'. 'Мы установили в мастерской телевизор, плакали и работали, - сказала 46-летняя вышивальщица Занна Хетагурова. - Первое представление спектакля, это нечто святое'. В 1999 году в регионе начался поиск талантливых молодых швей. Шесть месяцев спустя из первоначально отобранных 20 мастериц осталось только 7, которых отправили перенимать опыт легендарных швей Мариинки. В Санкт-Петербурге мастера швейного дела удивленно подняли брови при виде новеньких, чей опыт сводился к шитью традиционных осетинских свадебных платьев и национальных костюмов, рассказывает Изольда Гогичаева, первый директор мастерской. 'Никто в Санкт-Петербурге не верил, что мы справимся', - говорит она. Однако со временем кузин из провинции допустили в тесный круг посвященных. Они научились 'делать вещи, которые на первый взгляд представляются совершенно немыслимыми', сказала 38-летняя закройщица Татьяна Филькевич, например, как с помощью сухой гречки, зашитой в лифе, можно увеличить бюст, или как сделать так, чтобы завязки фартука элегантно парили в воздухе. 'В театре, - говорит Филькевич, - есть свои секреты, их в институтах не преподают'. Они живут в ритме далекой театральной сцены. Когда близится срок исполнения заказа, они иногда работают три дня без продыха, доделывая шляпки, похожие на птичьи гнезда, пришивая позолоченные груши на пачки или колокольчики на огненно-красное одеяние, затем укладывают все в коробки и в срочном порядке отправляют их в аэропорт. И тут, по словам Филькевич, наступает время панического ожидания. 'Хотим мы того или нет, но самолет вылетает строго по расписанию, - говорит она. - Афиши развешаны по всему городу. И театр ради нас спектакль отменять не будет'. В обычные дни мастерская представляет собой островок спокойствия и сосредоточенности, что сейчас на Кавказе в дефиците. Хетагурова, склонившаяся над мотком золой нити, сказала, что в детстве так и не научилась шить, к большому огорчению своей матери. Когда ей было двадцать, в семье произошла трагедия - она не сказала, какая именно, - и шитье облегчало ее страдания. 'Может быть, тяга к вышиванию жила внутри меня, а случившееся разбудило этот мой талант', - сказала она. Многие швеи могут поведать схожие истории, сказала Гогичаева, и это делает их всех тем более ценными работниками. 'Труд - это наше спасение', - говорит она. В самые тяжелые дни в Северной Осетии красивые вещи приносят утешение, говорит Филькевич. Рядом с ней лежит платье для 'Щелкунчика', сшитое из темно-золотистого атласа, украшенного медно-красными кружевами и сине-зелеными лентами. На лифе блестят пришитые в ряд агатовые пуговицы, кружево струится вниз по манжетам как густой сироп. 'Если кому-то нужны такие платья, - говорит Филькевич, - еще не все потеряно'.

Светлана: источник ИЗ ПРОШЛОГО РУССКОГО БАЛЕТА. “ГОРЯНКА” ОЛЕГА ВИНОГРАДОВА Нина АловертРусский Базар №34(644) 21 - 27 августа, 2008 Я выбрала для своей статьи сюжет о балете Виноградова «Горянка» по мотивам дагестанского поэта Расула Гамзатова вовсе не в связи с событиями на Кавказе. Совпадение получилось случайным. Оглядываясь назад, я вспоминаю «юбилейные» факты из истории балета Мариинского (тогда Кировского) театра. В 1968 году, сорок лет назад, хореограф Олег Виноградов (которому в этом месяце исполнился семьдесят один год), уже известный хореограф, был приглашен в Кировский театр на должность второго балетмейстера театра. Роль главного балетмейстера занимал К.М.Сергеев. Для молодого Виноградова (в момент приглашения ему было 30 лет) это был подарок судьбы. Для дебюта в театре Виноградову предложили поставить балет «Горянка» на музыку Мурада Кажлаева. Гамзатов, узнав, что по его поэме делается балет, пригласил Виноградова с женой в Дагестан. Там Гамзатов и Кажлаев оказали им прием по всем правилам кавказского гостеприимства. Им показали красоты Дагестана, их повезли в такие отдаленные места, где жители деревень по-прежнему занимались натуральным хозяйством, как в ХVI веке, а русских вообще видели впервые. В одном из аварских селений Виноградов видел танец девушек на ГОЛЫХ ПАЛЬЦАХ (а не в специальных балетных туфлях), причем девушки танцевали на камнях. Эту поездку Виноградов очень живо описал в своих воспоминаниях «Исповедь балетмейстера», книга недавно вышла в Москве. Я хорошо помню премьеру балета в прекрасных декорациях М.Соколова. Дирижировал известный дирижер Д.Далгат. Сюжет этой трагической поэмы заключался в том, что молодая девушка Асият не хочет выходить замуж за человека, с которым обручена с детства. Она убегает в некий почти сказочный город, где люди живут свободно и счастливо, но жених настигает Асият и убивает ее. Балет был по тем временам очень необычным, хореограф совмещал дагестанские танцы и классику. Весь балет был поставлен в стиле монументальной фрески, насыщенной сложными танцами. Большую роль играл кордебалет, у него была самостоятельная роль в балете как отдельного действующего лица (такую роль играет кордебалет в спектаклях Эйфмана). В балете не было привычных дуэтов, поскольку по дагестанским (мусульманским) обычаям женщина и мужчина не должны были касаться друг друга до свадьбы. Первые прогоны балета (репетиции на сцене в гриме и костюмах) танцевали Наталья Макарова (в прошлом соученица Виноградова) и Габриэла Комлева. Но Макарова порой меняла что-то в хореографии, подчиняясь своей вольной фантазии, а Виноградов, естественно, нервничал, он хотел, чтобы его первый балет на сцене Кировского театра шел так, как он его поставил. Мне казалось, что Виноградов предпочитает Комлеву, исключительно техничную балерину, которая всегда скрупулезно исполняла хореографический текст и производила впечатление в драматических моментах роли. Но меня восхищала Макарова, легкая, нервная, как говорил Виноградов, «козочка, скачущая по горам». Мне казалось, что ее повышенная эмоциональность делает образ Асият более интересным. Но именно вокруг исполнительниц главной роли возник внутритеатральный конфликт. Третьей исполнительницей на роль была назначена Калерия Федичева... Федичева в те времена была не просто примой-балериной театра, а «первой дамой королевства», поскольку пользовалась «особым» покровительством директора театра Петра Рачинского. По прочности положения в театре она уступала только Ирине Колпаковой и то не потому, что Колпакова была, вне всяких сомнений, неизмеримо лучшей танцовщицей, чем Федичева, но в силу прочного партийного положения Колпаковой. Позвольте представить действующих лиц. Петр Рачинский. Директором театра назначался партийный человек. Он совсем не обязательно должен быть знаком с театральным миром. О Рачинском ходила молва, что в прошлом он был пожарником. Придя в театр в 1962 году, Рачинский первым делом выжил из театра Юрия Григоровича (из солидарности с балетным руководством, естественно). Рачинский рассматривал балет как свою вотчину, словом, был типичным самодуром и деспотом. Вадим Гуляев, которому принадлежало много язвительных замечаний по поводу жизни в театре, утверждал, что Рачинский говорил: «Зачем мне нужен в театре художественный совет? Я и сам знаю, кому танцевать «маленьких лебедей». Калерия Федичева, как я сказала, пользовалась особым покровительством директора. Федичева окончила училище в 1955 году. Она была, несомненно, талантливой танцовщицей, яркой и темпераментной, но ее грубая, вульгарная манера танца противоречила благородному стилю исполнения ленинградских балерин. Держала она себя в театре как настоящая «временщица». На Федичевой лежит большая доля вины в безобразном отношении Рачинского к Алле Осипенко, в которой Калерия видела свою соперницу (хотя Федичева как балерина никогда даже близко не поднималась до уровня Осипенко). В 1976 году Федичева, после того как Рачинского сняли с должности, уехала в Америку, где ее сценическая карьера не сложилась, поскольку балерина была уже не в форме. Но при этом Федичева не переставала обвинять в своем положении выдающихся русских танцовщиков, работавших на Западе: не могла простить чужого успеха! Федичева открыла школу в Си Клиффе, где успешно преподавала, я видела концерты ее учеников, они были хорошо обучены. Умерла в 1994 году от рака. Так вот, именно из-за Федичевой разразился конфликт на том самом заседании художественного совета, который был не нужен Рачинскому. Худсоветы тогда состояли из артистов со званиями, критиков, представителей обкома и горкома. Федичева посещала репетиции нового балета нерегулярно, «текст» от репетиции до репетиции забывала, но именно ее Рачинский поставил танцевать премьеру. Виноградов заявил, что если Федичева будет танцевать первый спектакль, он отказывается от спектакля. Уладил дело Гамзатов, который сказал, что Виноградов – автор балета, ему и решать. Рачинский не смог перечить Гамзатову, Комлева танцевала премьеру, Федичева – второй спектакль, а Макарову поставили в третий состав. Виноградов, сколько ни возмущался, поделать ничего не мог. Несправедливое распределение спектаклей стало одной из тех обид Макаровой на руководство театра, которые толкнули ее в 1970 году на решительный (и счастливый для нее) шаг: она осталась на Западе. Макарова – избранница судьбы, ее жизнь сложилась на Западе счастливо, и она достойна своей великой славы. Спектакль «Горянка» имел заслуженный успех. В нем незабываем был Валерий Панов в роли главного героя Османа. Его Осман - и обаятельный и страшный - был центром спектакля наравне с Асият. Судьба Панова, который уехал в Израиль, могла бы стать сюжетом романа или кинофильма. Его выпустили в Израиль в 1972 году после длительной травли, скандалов, попыток попросту убить строптивого танцовщика. Панов, однако, вырвался на Запад, много танцевал в разных странах мира, руководил различными театрами, ставил балеты. Кажется, он по-прежнему является директором балета в Бонне (Германия). Хорошим исполнителем роли Османа был и Олег Соколов. Вторую мужскую роль Юноши танцевали Вадим Гуляев и совсем молоденький Михаил Барышников. Виноградов, Комлева, Панов и Соколов получили за этот спектакль Государственную премию. Отношения Федичевой с Виноградовым как-то уладились, но ненадолго. В 1972 году подобный же конфликт Калерия спровоцировала на репетициях «Зачарованного принца», который ставил Виноградов. На этот раз директор не уступил хореографу. В результате Федичева танцевала премьеру, но Виноградов ушел из театра. В 1977 году Виноградова заставили вернуться в Кировский театр на должность художественного руководителя балета и главного балетмейстера. В 1984 году он создал новую версию балета «Горянка», назвав его «Асият». Я была уже в Америке, поэтому только слышала, что изумительной исполнительницей роли стала молоденькая «восходящая звезда» театра Алтынай Асылмуратова. Театр начал выезжать на гастроли за границу. Но балет «Асият» оказался «невыездным», поскольку на Западе не хотели конфликта с мусульманским населением своих стран. А в балете симпатии создателей оказались на стороне девушки, нарушившей национальные и религиозные традиции. Балет «Горянка» - «Асият» постепенно выпал из репертуара. Но зрительская память осталась. Этим летом исполнилось 20 лет со времени знаменательного события в истории русского балета: Олег Виноградов добился разрешения у советских властей пригласить Наталью Макарову танцевать с балетной труппой Кировского театра в Лондоне. Я присутствовала при этой первой встрече великой Макаровой и труппы, которую она покинула в 1970 году. Я расскажу об этом событии в следующем номере газеты.

Светлана: источник Здесь жила Галина Уланова в честь великой балерины появилась новая мемориальная доска На доме № 13/8 по Малой Морской вчера установили мемориальную доску — в напоминание о том, что здесь 9 лет, с 1926-го по 1935-й, жила великая русская балерина Галина Уланова, чей столетний юбилей был отмечен в прошлом году. Событие почтили своим присутствием и власти района, и артисты балета, коллеги Улановой, и те, кто просто застал чудо ее танца. Все они возложили цветы к новой доске. — Я помню ее Джульетту, Жизель. Уланова была великая драматическая актриса, очень редкое амплуа в балете, — поделилась воспоминаниями балерина Валентина Белякова. — Ее Черный Лебедь производил такое впечатление на людей, что просто ни с кем было не сравнить. Очень высокий уровень искусства. Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев сдернул белое покрывало, обнажив доску: на мраморном овале закреплены зеленые бронзовые балетные пуанты, их ленты свиваются в очертания лебедя. Открытие состоялось. Автор — скульптор Павел Игнатьев сказал несколько слов о своем замысле: — Я воспринимаю Петербург как сплав, переплетение знаковых событий. И на этом перекрестке чувствуется огромное количество событий, жизней. Вот о чем-то таком я и хотел напомнить. — Для всех нас, и особенно для всех поколений артистов балета, — это привлечение внимания к нашей истории, — заметил Юрий Фатеев. — Ведь Галина Сергеевна Уланова — это история не только Мариинского театра, но и всего Петербурга — Ленинграда. Для нашего театра было очень важно так отметить дом, где Уланова жила в дни своей молодости. Я вижу, что ее продолжают помнить большое количество людей, которые пришли сюда, и очень рад этому. — Можно поздравить город с праздником, — добавил к этому заместитель председателя комитета по культуре Александр Платунов. — Галина Сергеевна родилась в Петербурге. Она любила сюда приезжать — и в Москву-то, судя по воспоминаниям, переехала не очень охотно. Она возвращалась сюда, гуляла по Петербургу, и город помнил ее и ее героинь. Вот эта надпись «Бистро», — показал он на вывеску, — ее ведь потом здесь не будет. А имя Улановой останется, рядом с именем Чайковского. Так у нас соединились музыка и балет (на этом доме есть мемориальная доска в память о том, что здесь умер Чайковский. — Прим. авт.). А народный артист СССР Владимир Васильев произнес целый прочувствованный спич: — Когда мы вспоминаем о людях, которые населяли петербургские прекрасные дворцы и здания, — город становится по-настоящему теплым и дружелюбным. Люди будут идти мимо, смотреть на эту доску и задумываться о том, что здесь, оказывается, жила великая русская балерина. Галина Сергеевна была первым моим большим партнером, моим входом в настоящий балет. Мне было тогда 18 лет. Но и меня, и огромное количество всех других танцоров, которым довелось выступать вместе с Улановой, на всю жизнь изменило прикосновение к этому потрясающему таланту. Галина Уланова — это синоним русского классического балета. Федор ДУБШАН



полная версия страницы